Гордиться славою предков не только можно, но и должно.
А.С. Пушкин.
Музей - это великое изобретение человеческой
цивилизации, необъятная вселенная чудес и
красоты, нескончаемая книга познания истории
и культуры не только своей страны, но и всего мира.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени.
В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в школьную практику, есть музейная педагогика.
Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства, новыми телепрограммами. Дети зачастую не в силах справиться с потоком необработанной информации, они забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Почему в образовательных учреждениях на современном этапе большое значение уделяют музейной педагогики? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности.
На своих уроках, мы всегда делаем акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный музей помогает на этом поприще. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у учеников. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.
Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Как учителю истории и обществознания мне часто приходиться сталкиваться с тем, что многие учащиеся не могут, или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не всегда умеют устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Школьный музей – прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности
Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев.
Бесспорно, Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11 классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, в наши дни музей становится средством преемственности, адаптации человека к культурной среде и выступает противоположностью миру компьютерных технологий и расширению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
u Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
u Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
u Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими возможностями и интересами, выявить и подчеркнуть свою неповторимую индивидуальность;
u Формирование взаимоотношений детей и взрослых на материалах музейной практики;
u Освоение новых форм учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
u Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Наш музей начал свою работу 1 сентября 1985 года с началом открытия школы. Несмотря на недолгую историю существования музея, в его работе прослеживаются определенные традиции. Музей создает возможность погрузиться в историю. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Большую роль в деятельности музея, в определении тематики экскурсий, в организации внеклассных мероприятий играет Совет музея. В его состав входят учащиеся 8 – 11 классов. Совет делится на секции: поисковую, экспозиционную, массовой работы, секцию учета и хранения. Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в фонды музея поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры, рассматривает и утверждает план работы, заслушивает отчёты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея: подготовку лекторов, экскурсоводов, проведения мероприятий и др. При музее работает кружок «Музееведение». Совет музея с момента его основания ежегодно организует краеведческую и поисково – исследовательскую работу, в которой участвует учащиеся 1 – 11 классов.
Музей комплексный и состоит из 2 музейных комнат: отдел боевой славы и этнографический отдел, выставочный зал, зал боевой славы, находящиеся на 3-ем этаже здания гимназии, территория во дворе гимназии - "Кубанское подворье".
Основной фонд музея состоит из фотографий, грамот, документов, писем, газет военных лет. Имеются обезвреженные остатки мин, снарядов, гильз, пуль, каска, фотографии встреч с ветеранами войны, анкеты ветеранов войны, лучшие рефераты учащихся, переходящий бюст маршала Жукова и грамоты за победы в конкурсах среди музеев края, плакаты, стенды, фотоальбомы, книги.
Все экспонаты этого фонда помещены на стендах, витринах, подиумах или хранятся в папках. Вспомогательный фонд представлен научно-справочным материалом по истории города, страны и по военной тематике: газетами, справками, рефератами, плакатами, открытками, анкетами.
Оформлена летопись гимназии, рассказывающая о военно-патриотической деятельности учителей и учащихся.
Деятельность нашего музея осуществляется по нескольким направлениям:
1.Поисковая и научно-исследовательская работа учащихся.
С момента основания музея организуются заочные краеведческие экспедиции: классы получают задания по изучению истории своего родного края, города.
Поисковая и научно-исследовательская работа учащихся – это поисковые задания для классов как разовых, так и долгосрочных в виде направления поиска на несколько лет, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея. Музей проводит ежегодные поисково-исследовательские экспедиции, ведет сбор материала по истории города, по истории школы, укомплектовывает фонды музея по темам: «Тихорецк в Великую Отечественную войну», «Тихоречане на фронтах ВОВ», «Знаменитые люди Тихорецка», «Герои Советского Союза». Уточняются списки ветеранов Великой Отечественной войны, проживающие в микрорайоне гимназии. Учащиеся встречаются с ветеранами, записывают их рассказы о войне, пишут рефераты на исторические темы, участвуют в научно – практических конференциях. Благодаря поисковой работе обновляются стенды музея, открываются новые экспозиции. Ежегодно учащиеся принимают участие в акциях: «Победа деда – моя победа!», «Георгиевская лента», «Синий платочек». В 2010 году в дни месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы в гимназии открыт зал Боевой Славы. В 2012 году в школьном дворе состоялось открытие этнографического уголка «Кубанское подворье».
Это направление деятельности весьма актуально и востребовано. Музей совместно с детско-юношеской организацией «Юная смена», Президентским советом «Юной смены» является центром проведения всероссийских, краевых, школьных акций по увековечиванию памяти героев Великой отечественной войны, героев России, героев социалистического труда.
Так, например, в результате акции, инициированной самими ребятами начался сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны, бабушках и дедушках наших учеников. В результате появился зал воинской славы, расположенный на 3 этаже нашей гимназии. Причем эта поисковая работа продолжается, в неё вовлекаются первоклассники вместе с родителями. Никто не остается равнодушным. Музей пополняется материалами об участниках Великой Отечественной войны. И эта работа вызывает гордость и чувство сопричастности ребят к событиям ВОВ. Ученики с уважением и любовью говорят о ветеранах, чьи фотографии представлены в Зале славы: «Это мой дедушка или бабушка».
Еще одним примером может являться акция по сбору информации и оформление экспозиции о жителях Тихорецкого района – героях Советского Союза и Героях Социалистического труда. Результаты также можно увидеть в рекреации 3 этажа.
Можно говорить и об акции «Имя Кубани», и о «Парте героя», «Имя героя – классу», о поисковой работе при проведении мероприятий по присвоению гимназии имени Г. К. Жукова и многих других.
2.Экскурсионная и просветительская работа.
В музее проводятся тематические и обзорные экскурсии. Музей организует передвижные выставки в классах, рекреациях и актовом зале гимназии для учащихся и родителей, для ветеранов войны и труда.
В музее проводятся уроки кубановедения, классные часы, Уроки Мужества, встречи с ветеранами войны и труда, заседания совета музея, а также
внеклассные занятия классов казачьей направленности.
В начале каждого учебного года составляется план работы музея, в котором определяются основные направления деятельности музея на текущий год. Кроме того, существует перспективный план работы. Согласно плану в течение учебного года в школьном музее проводится в среднем 150 экскурсий для учащихся 1-11 классов гимназии (в гимназии 50 классов). Кроме того, экскурсии проводятся по просьбе учителей и классных руководителей. Например, учащиеся 1 классов при знакомстве со школой и на уроках кубановедения приходят к нам в музей. Экскурсоводы с удовольствием работают с малышами. Помимо этого проводятся тематические экскурсии, приуроченные к памятным датам, связанным с историей страны, Кубани, Тихорецкого района и гимназии.
Классы казачьей направленности – частые гости, особенно в «Кубанской хате»
Большое значение для патриотической работы музея имеют такие внеурочные мероприятия для учащихся, как юбилейные мероприятия, связанные с историей края, викторины по истории Кубани, конференции, фестивали, встречи с интересными людьми Тихорецкого района. При подготовке выше перечисленных мероприятий музей становится центром патриотической работы, совет музея и экскурсоводы принимают активное участие в их проведении. Школьный музей оказывает методическую помощь классным руководителям, учителям кубановедения при подготовке уроков и внеурочных творческих дел.
В музее проводятся уроки с использование стендов об участии наших земляков в битвах: Московской, Сталинградской, Курской, за Кавказ, Берлинской операции. Организуются выставки в классах на уроке и в рекреациях, актовом зале во время массовых мероприятий. Фонды музеев используются при подготовке дополнительного материала к уроку. Книжный фонд музея помогает учащимся раскрыть содержание работы на заданную тему с использованием краеведческого материала.
3.Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
В дни Памятных дат, дни месячников военно – патриотической работы активисты и экскурсоводы музея принимают участие в проведении внеурочных мероприятий патриотической направленности, Уроков Мужества в 1- 11 классах, используя при этом мультимедиа презентации по своим темам, передвижные выставки музейных материалов. Традиционными стали проведения уроков мужества с использованием материалов музея, рассказывающих об участии наших земляков в значимых событиях истории страны. Примером могут послужить уроки, посвященные событиям ВОВ, локальные конфликты. Но большое значение имеет и повседневная жизнь наших земляков.
4. Работа с фондом музея. Эта работа включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции. Основные формы и методы деятельности:
- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями города по сбору музейных предметов;
-работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.
В нашем музее представлены несколько экспозиций:
1. «Кубанская хата». Этот раздел музея представляет посетителям предметы старины, быта наших предков, которыми они пользовались в прошлом. Экспонаты для этого раздела собирают сами ребята или преподносят в дар гости музея. Раздел направлен на сохранение памяти потомков в предметах, поддержание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Экспозиция всегда вызывает живой интерес у посетителей, постоянно обновляется.
Самые интересные для посетителей экспонаты: люлька, зернотерка, рушники, предметы декоративно – прикладного искусства, коромысло, глиняные макитры и глечики, кубышки.
2. Большой раздел в музее посвящён годам Великой Отечественной войны,
где помещены фотоматериалы военных лет, подлинники и копии документов, альбомы с воспоминаниями и записями солдат, материалы о ветеранах, уже ушедших от нас и ныне живущих. Этот раздел постоянно пополняется новыми материалами, он служит хорошей наглядностью для школьников и других посетителей музея. Этот раздел музея представлен экспозициями:
- Битва за Кавказ
-Люди, испытанные огнем войны.
-Служили девушки солдатами.
-Отчизны верные сыны.
-Подвиг материнского сердца.
-Моя Родина - Кубань.
-Памятные места Тихорецка.
-Галерея Славы с портретами участников ВОВ - жителей Тихорецка.
-Казаки в борьбе за Родину.
-Локальные войны. Афганский излом. Война в Чечне.
-Герои земли Тихорецкой.
-Выпускники гимназии на защите Родины.
К знаменательной дате нашей истории – Победе в ВОВ была начата реконструкция музея. Появились новые витрины, пополненные новыми экспонатами, были созданы новые экспозиции.
«История Школы»
«Максим Плетнев – выпускник нашей гимназии»
«История г.Тихорецка»
На протяжении многих лет музей тесно сотрудничает с городским историко – краеведческим музеем города. К сожалению, карантинные мероприятия приостановили наше очное взаимодействие, но я надеюсь, оно возобновится. Наши ребята принимали активное участие в Кубанских музейных фестивалях, подтверждением чему служат многочисленные грамоты и благодарственные письма.
Мы очень дружим с библиотекой №3 им. М. Лермонтова, проводим совместные мероприятия, ходим друг к другу в гости. Сотрудники библиотеки помогают нам организовать встречи с интересными людьми. Например, с Г. Ужеговым.
Активно сотрудничает музей с редакцией газеты «Тихорецкие вести». В 2020 году, в год великой Победы в газете появилась рубрика «Скорей в музей», рассказывающая о героях наших экспозиций, ветеранах ВОВ. Учащиеся разных классов писали о героях своей семьи, о тех, кем они гордились, чья жизнь служит примером последующим поколениям.
Т.е. роль музея на самом деле велика, но… мы ведь живем в 21 веке. Новые условия позволяют нам по-новому взглянуть на возможности музея. Информатизация не обошла и наш музей. Мы разработали проект создания виртуального музея. Срок реализации проекта до сентября 2022 года. Экспериментальная площадка получила название «Судьба и Родина едины» (создание виртуального музея как эффективной системы воспитания мыслящей личности, гражданина с ответственной, созидательной жизненной позицией)
Богатейшее культурно-историческое и музейно-образцовое пространство нашего округа и страны, где буквально каждый метр земли, каждое место несут на себе множество великих событий и деяний, позволяет нам использовать сохранившийся исторический материал в образовательной и воспитательной работе с учащимися. Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.
Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на музейной педагогике.
У каждой школы есть своё лицо. У каждой школы есть свои «святыни». И они определяют не только своеобразие ШКОЛЫ как живого организма, стиль работы всего коллектива, создают нравственные ориентиры во всех сторонах деятельности педагогического коллектива.
В нашей школе музей стал именно святыней, определившей и лицо школы, и нравственный облик учащихся, и центром по патриотическому и нравственному воспитанию учащихся. Материалы музея позволяют педагогам школы организовать работу в урочной и неурочной деятельности.