История Тихорецка

  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №8 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

имени четырежды Героя Советского Союза
Георгия Константиновича Жукова

 

История Тихорецка

 

 

История города Тихорецка связана со строительством Владикавказской железной дороги.


            В 1860 г. Александр II подписал Указ о создании новой административной единицы Российской империи - Кубанской области. Перед правительством России встал вопрос об экономическом освоении новых земель и политическом закреплении в новой области.

              В 1859 г.  Наказной Атаман Войска Донского обратился к Военному Министерству с просьбой о постройке железной дороги.
26
мая 1860 г. Военный министр генерал-адъютант Сухозавет подписал письмо, разрешившее это строительство, начавшееся активно и скоро. Владикавказская железнодорожная магистраль дала колоссальный толчок развитию всей экономики Кубани.
                 С первых лет строительства дороги на необжитых местах стали возникать поселки железнодорожников. Среди рабочих все чаще стали появляться крестьяне, искавшие заработок на стороне. В 1862 г., после принятия "Постановления о переселении в Закубанье", поток переселенцев дали Воронежская, Харьковская, Полтавская, Курская, Черниговская, Орловская и др. губернии. Переселенцы вносили свой вклад в изменение жизненного уклада в места, где они начинали новую жизнь.
               17 мая 1874 года через маленькую железнодорожную станцию Тихорецкая прошел на юг первый грузовой поезд по новой Владикавказской железной дороге. Эта дата считается датой основания железнодорожной станции Тихорецкая на западной окраине земельного юрта казачьей станицы Тихорецкой Ейского уезда Кубанской области. При железнодорожной станции появляется небольшой неофициальный поселок, в 1882 году на станции был уже небольшой деревянный вокзал, несколько деревянных бараков и он насчитывал 41 жителя. После пуска в эксплуатацию железнодорожных веток на Новороссийск, Царицын и Екатеринодар железнодорожная станция стала узловой.

        В 1895 году на месте разросшегося поселка при железнодорожной станции создается хутор Тихорецкий в подчинении станицы Тихорецкой, на котором через два года уже числилось 2 077 жителей, а в 1917 - 14 313 жителей, в основном иногородних, частично казаков. Станция стала крупным транспортным и промышленным центром северной Кубани.   

               В октябре 1899 г. открыты паровозоремонтные мастерские, дистанция пути, в 1902 г. - северное локомотивное депо, на территории станции были построены огромные хлебные склады и амбары, стали появляться частные промышленные и торговые предприятия. В 1883 году было построено кирпичное здание вокзала.

 

 Виды старого города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В начале 1900 г. на станции Тихорецкой произошло первое стихийное выступление рабочих паровозоремонтных мастерских, в мае и ноябре 1902 г. -митинг и забастовка, в октябре-декабре 1905 г. - забастовка и восстание.

           10 января 1918 г. на многолюдном митинге в клубе железнодорожников председателем Совета рабочих и солдатских депутатов М.К. Меньшиковым провозглашается Советская власть. В декабре 1917 г. - июле 1918 г. ж.д. станция и хутор были военным центром Красной Кубано-Черноморской армии, затем Северо-Кавказской республики, вплоть до занятия 14 июля Добровольческой армией. 9 августа 1918 года на хуторе Тихорецком создано атаманское правление, с марта 1920 г. после наступления Красной Армии в хуторе Тихорецком снова устанавливается Советская власть. 
            8 августа 1922 года Тихорецкий хуторской Совет получил права городского, а 26 января 1923 г. хутор преобразован и получил статус - заштатный город Тихорецк Кавказского отдела Кубано-Черноморской области.

              2 июня 1924 г. Тихорецк стал районным центром, а 1 марта 1926 г. постановлением Президиума ВЦИК и СНК Тихорецк вошел в список городов районного подчинения Северо-Кавказского края, население которого составлено 19.2 тыс. чел.. Город быстро рос и развивался. В 1939 году население его составляло уже 36.7. тыс. чел. Стала застраиваться его юго-западная часть, развиваться социально-экономическая сфера. В 1926 г. строится мясокомбинат, в 1929 г. - птицекомбинат. В январе 1930 г. паровозоремонтные мастерские преобразуются в завод, 1934 г. мастерские службы пути - в завод "Красный молот", в 1929 г. строится красивое здание железнодорожной больницы, действовали горбольница, 2 амбулатории, консультация, поликлиника, работали 2 железнодорожных клуба, 3 зимних и 2 летних кинотеатра и библиотека, городской радиоузел. В 1939 году началось строительство Дворца культуры.
            Большие испытания принесла тихоречанам Великая Отечественная война. В период немецко-фашистской оккупации с 5 августа 1942 г. по 30 января 1943 года было замучено около 3.5 тыс. тихоречан. Среди них - хорошо известный накануне войны первый секретарь райкома партии Георгий Дмитриевич Морозов, учительница Юлия Карташова, машинист Жишко, партизан Ефим Комаристый и многие - многие другие. Станция и город подвергались постоянным налетам вражеской авиации, поэтому после освобождения города 317-й, 417-й и 351-й стрелковыми дивизиям Северо-Кавказского фронта освободители вошли в почти полностью разрушенный город. Пострадали почти все предприятия, общественные здания, многие жилые дома. Ущерб, нанесенный городу войной, составил 85 млн. руб.

В знак благодарности и вечной памяти тихоречане установили в 1959 г. на центральной площади города - площади Жукова мемориал воинам - землякам, погибшим в годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн (скульптор - И.М. Шмагун, архитектор - Е.Г.Лащук), а в 1990 г. у памятника были установлены мемориальные плиты с именами погибших в годы Великой Отечественной войны тихоречан.

 

 

 

 

 

Экспозиция «Тихорецк железнодорожный»

История нашего города неразрывно связана со строительством Владикавказской железной дороги. И сейчас Тихорецк – крупнейшая железнодорожная станция.

В музее представлены предметы, связанные с этой этой сферой.

Арифмометр «Феликс»

«Феликс» — самый распространённый в СССР арифмометр. Назван в честь Феликса Дзержинского. Выпускался с 1929 по 1978 годы общим тиражом несколько миллионов машин.

Эта счётная машина является модификацией рычажного арифмометра Однера. Она позволяет работать с операндами длиной до 9 знаков и получать ответ длиной до 13 знаков (до 8 для частного от деления).

Арифмометр «Феликс» состоит из неподвижной коробки с прорезями, в которых перемещением 9 рычажков устанавливается данное число, и подвижной каретки со счётчиком оборотов с 8 окнами в левой части и результатным счётчиком с 13 окнами справа. На левом и правом торцах каретки расположено по одному барашку, вращением которых от себя до щелчка производится обнуление, соответственно, счётчика оборотов и результатного счётчика. Справа от неподвижной коробки расположена рукоятка, при вращении которой производятся арифметические действия.. При повороте рукоятки на один оборот, в зависимости от положения каретки, число в том или ином окне счётчика оборотов увеличивается на единицу..

Под окнами счётчиков расположена планка с подвижными металлическими стрелками, посредством которых отмечается положение запятой в числах на счётчиках. Стрелки введены для удобства оператора и не влияют на алгоритм работы механики.. При переполнении счётчика или получении отрицательного числа срабатывает встроенный в арифмометр звонок. Это означает, что нужно отменить предыдущую операцию, провернув рукоятку на один оборот в обратном направлении, и считать результат в окнах счётчиков..

Для выполнения вычислений требуется оттянуть расположенную справа рукоятку и повернуть её в направлении, указанном на корпусе прибора для соответствующей операции.

При сложении и вычитании достаточно выполнить два последовательных оборота ручки. Первый требуется для занесения в счётчик первого слагаемого или уменьшаемого, набранного на рычажках. Затем нужно набрать рычажками второе число и повернуть ручку в направлении, требуемом для выполнения суммирования или вычитания.

Для умножения данного числа, к примеру, на двузначный множитель, нужно установить рычажками данное число, прокрутить рукоятку в направлении суммирования на столько оборотов, сколько единиц во множителе, а потом передвинуть каретку на один интервал вправо и прокрутить рукоятку на столько оборотов, сколько десятков во множителе. Результат умножения появляется в окнах результатного счётчика. На счётчике оборотов при правильном выполнении процедуры отображается множитель..

Вес устройства составляет 3,5 кг

 

 

 

Железнодорожный фонарь ФЭСО

 

 

 



Фонарь электрический сигнально-осветительный предназначен для работников железнодорожного транспорта, которые в темное время суток подают железнодорожные световые сигналы и производят осмотр подвижного состава.
Фонарь может быть применен для ограждения мест, препятствующих движению поездов, для чего необходимо извлечь через отверстие в крышке красный светофильтр и наложить на защитное стекло осветительной части.


Фирменная фуражка железнодорожника

 

 

 

 

Памятники Тихорецка(мультимедийный проект)

 

 

 

   
     
     
     
Дата последнего обновления страницы 01.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения